- ООО «Де Люкс Рента Кар»

Региональные партнеры

 

Прокат авто – статьи. Прокат и аренда автомобилей в российских условиях


Особенности аренды автомобилей в российских условиях
Немного об истории
Первые попытки организовать подразделения, предлагающие аренду и прокат автомобилей были предприняты в Москве более полувека назад. Тогда это были конторы с небольшим парком старых машин, невнятными правилами, несоизмеримо высокими тарифами на услуги. Просуществовали подобные организации недолго.
Вторая волна освоения рынка аренды автомобилей возникла в начале 90-х годов. Несмотря на потенциально высокий спрос и успешный зарубежный опыт, процесс шел достаточно медленно, и к концу века услуга аренды автомобилей распространялась лишь на пятерку городов-миллионников. Лидирующие позиции занимали, в основном, крупные зарубежные сети, такие как Hertz, а общее число компаний-игроков даже на московском рынке едва достигало десятка. Прокат автомобилей относился к разряду VIP-услуг. Основными клиентами были иностранцы, а наибольшей популярностью пользовалась услуга сдачи автомобилей в аренду вместе с водителем. Закончился этот этап кризисом 1998 года, когда большинство мелких компаний разорилось, а крупные зарубежные сети понесли большие убытки.
Третий этап освоения рынка автоуслуг начался в 2001 году, а спустя несколько лет превратился в самостоятельную индустрию с темпами роста 25-30% в год.
Основные экономические показатели рынка
Общий объем рынка аренды автомобилей, по оценкам экспертов, составил в 2005 году порядка 40 млн. долл. При этом на Москву приходится около 90-95% всего объема рынка. Автопарк насчитывает 2-2,5 тыс. машин, 25-30% из них составляют отечественные, остальное - иномарки.
Рост рынка на ближайшие 3 года, по мнению экспертов, будет таким: в 2006 году объем рынка составит 55 млн. долл., в 2007 году – 61 млн. долл., в 2008 году – 68 млн. долларов. Т.о. период интенсивного роста рынка закончился. Объем автопарка прокатных компаний, по-прогнозам, будет меняться следующим образом: в 2006 году совокупный парк составит около 3,3 тыс. автомобилей, в 2007 году – 3,8 тыс., в 2008 году – 4,2 тыс. Со временем возможна децентрализация, то есть прирост объема рынка будет происходить за счет регионов. Другой тенденцией, по-видимому, станет экстенсивный рост рынка, что будет выражаться в следующем. В настоящее время крупные компании уже достаточно прочно завоевали свои места на рынке, поделив наиболее перспективные и прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес и компакт класс). Вновь возникающие компании (а их достаточно большое количество) скорее всего будут использовать наиболее эффективную при таком раскладе стратегию – демпинг. Низкие цены «новичков» ведут к снижению качества обслуживания и ломают рынок. Дальнейшее развитие ситуации в подобном ключе может привести к попыткам передела, и как следствие, «войне» за клиента. Ведь основными критериями, которыми руководствуются клиенты при выборе поставщика услуги являются цена и качество обслуживания. (подробнее о критериях выбора прокатной конторы будет рассказано ниже)
Основные черты и особенности рынка
Отметим некоторые характерные черты рынка аренда автомобилей.
• Соответствие спроса предложению отмечается экспертами в компакт и бизнес- классах.
Здесь присутствуют как крупные игроки, представляющие интересы международных прокатных сетей на условиях франчайзинга (("Avis-Москва", "Hertz Rent-a-car"); российские компании, составляющие ядро рынка ("Global National", "Гринлайн", "Скарлет") и значительное количество небольших компаний ("А.М. Рент").
• Практически полностью отсутствуют клиенты на туристском сегменте.
Этот сегмент, приносящий в мире более половины дохода от проката в мире, в Москве, и в России в целом составляет не более 5% дохода компаний. Такая ситуация скорее всего обусловлена особенностями дорожного движения как в Москве, так и в России в целом. Московские арендные компании зачастую ограничивают территорию передвижения прокатного автомобиля Москвой и реже областью.
• Тенденцией последних лет стал рост спроса на услуги проката автомобилей со стороны частных клиентов. Особенно динамично растет спрос на услуги в нижнем ценовом сегменте, сокращаются темпы роста сектора корпоративных клиентов.
• Другой характерной чертой является расширение бизнеса, выход на смежные рынки, например, предоставление ремонтных услуг, продажа автомобилей подержанных и неликвидных.
Вообще, пока рынок аренды автомобилей в России слабо структурирован и имеет весьма хаотичный характер. Существует ряд негативных факторов, тормозящих его развитие. Вот некоторые из них.
• Отсутствие у россиян культуры потребления услуги проката.
• Неразвитость инфраструктуры проката.
Зачастую пункты проката расположены неудачно – до них очень сложно добираться. Количество их ограничено. Сервис неразвит: проблемы со сдачей автомобиля в нужном месте приводят к тому, что потенциальный потребитель зачастую отказывается от аренды автомобиля в пользу такси.
• Отсутствие информации о существовании подобной услуги у населения, ее доступности для обычных людей, существование различных опасений, связанных с арендой автомобиля (ответственность в случае аварии, сложность с оформлением документов для получения машины и т.п.).
Данный фактор весьма существенен. Низкая известность услуги проката у населения объясняется отсутствием четко разработанной рекламной стратегии у компаний-участников рынка. На сегодня на рынке проката нет ни одной компании, которая целенаправленно подходит к рекламе и продвижению своей услуги. Возможно это объясняется опасностью стать объектом внимания со стороны криминальных структур. Во всяком случае, пока прокатные компании занимаются не рекламой своих торговых марок как таковых, а пропагандой самой услуги.
• Недостаток квалифицированных менеджеров высшего и среднего звена. Дефицит квалифицированных кадров в прокатных компаниях привел к следующему положению дел в данной сфере. С одной стороны квалифицированных работников не хватает, а с другой – у каждой компании свои особенности работы и руководство зачастую не видит смысла создавать единые курсы по обучению.
• Расбалансированность рынка.
Демпинг "новичков " и мелких компаний приводит к ломке рынка и дискредитации идеи проката в связи с ухудшающимся качеством предоставляемых услуг и другими связанными с этим проблемами.
• Ненадежность клиентов, проявляющаяся в угонах автомобилей (в качестве примера, приведем данные 2003 года, когда угонялся каждый 50-й взятый напрокат автомобиль). Наличие высоких рисков, связанных с угонами и ущербами, нанесенными транспортным средствам, заставляют прокатные организации вводить ограничительные меры и предъявлять дополнительные требования. Например, требование обладать кредитной картой.
Основные компании - участники рынка в Москве
В настоящее время в Москве работает около 70 прокатных компаний. Меньше трети (около 20) предлагают аренду без водителя. Остальные предоставляют услугу аренды автомобиля исключительно с водителем. Во многом это связано с рисками (угона, аварий и т.п).
Несмотря на то, что как было замечено выше, рынок аренды автомобилей находится в стадии формирования, уже прослеживается определенная сегментация, обусловленная ориентацией компаний на разные целевые аудитории. Наблюдается также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей отечественного и иностранного производства. Вот основные сектора и участников рынка на них.
На прокате отечественных автомобилей специализируются компании "Элекс-Полюс", "Инком-Лада" и более десятка некрупных прокатных контор.
Вообще все прокатные предприятия можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся прокатные фирмы, чьей основной и единственной сферой деятельности является предоставление автомобилей в аренду. Во вторую группу входят автомобильные дилеры и технические центры, сдающие в прокат автомобили тех марок, дистрибьюторами которых они являются.
На автопрокатном рынке прослеживаются тенденции к объединению крупнейших прокатных компаний и появлению новых фирм.
Виды услуги и основные ее потребители
Всю массу потребителей услуги по прокату автомобилей в России можно поделить на две основные группы:
• корпоративные клиенты;
• частные лица.
Среди корпоративных клиентов наибольшей популярностью пользуются:
аутсорсинг (полное транспортное обслуживание компаний); в Москве данную услугу предлагают такие ведущие прокатные компании, как "Рольф-Прокат", "Европкар-РУС" и др.;
• оперативный лизинг – долгосрочная аренда автомобиля на срок от 6 месяцев до 5 лет с последующим возвратом амортизированного имущества; в Москве наиболее выгодные условия по длительной аренде по-прежнему предлагают крупные компании – "Hertz", "Avis", "Рольф-Прокат" и др.; предоставляется пакет дополнительных услуг, например, оформление водительских прав для иностранных клиентов, размещение рекламы арендатора на арендованных автомобилях и т.д.;
• услуги аренды автомобилей с водителем для оперативных поездок.
У частных клиентов наиболее востребованными являются услуги, удовлетворяющие следующие потребности:
• временное отсутствие собственного автомобиля – (более 43%);
• потребность в автомобиле в выходные дни, для отдыха (21%);
• потребность в автомобиле для служебных целей (13,4%);
• для удобства передвижения (5,9%);
• желание "познакомиться" с машиной для последующей покупки (2,5%; по мнению экспертов, этот мотив – на втором месте) и некоторые другие.
Согласно опросу, проведенному на сайте Ассоциации Прокатных Компаний, причины по которым арендуют автомобиль без водителя, следующие:
• на время ремонта собственного автомобиля – 30 %,
• с целью хищения – 18 %,
• был нужен автомобиль в другом городе – 13 %,
• для поездки на дачу или на отдых – 13 %,
• проводил тест-драйв перед покупкой – 8 %,
• не арендовал, пользуюсь услугами такси – 7 %,
• арендовал, но зачем так и не понял – 5 %,
• арендую только автомобили с водителем – 3 %,
• хотел поднять свой престиж – 3 %.
Наиболее часто пользуются услугой проката среди частных клиентов иностранцы (туристы и бизнесмены) и российские граждане. При этом, параметры, по которым выбирают прокатные конторы, следующие. Для иностранных граждан наибольшую важность представляют следующие критерии: известность той или иной фирмы и ее репутация на мировом и российском рынке. Чтобы арендовать автомобиль они обращаются в крупные международные компании ("Hertz", "Avis"); порою машины бронируются заранее, до приезда в Россию, через представительства этих компаний в других странах.
Россияне со средним уровнем достатка отдают предпочтение компаниям, предлагающим напрокат надежные автомобили и обеспечивают высокое качество обслуживания ("Рольф-Прокат", "Европкар-РУС"). Средний российский потребитель при выборе прокатной компании ориентируется главным образом на цены, предпочитая компании с самой низкой стоимостью аренды.
Наибольшей популярностью у клиентов прокатных компаний пользуются автомобили экономического и среднего класса, на втором месте идут более солидные автомобили бизнес-класса и минивэны. Потребность во внедорожниках относительно невелика.
Цены на рынке
В зависимости от марки и страны-производителя автомобиля цены на рынке проката тличаются в разы. Самые дешевые – отечественные автомобили в прокат, самые дорогие – импортные внедорожники. Расскажем подробнее о каждой группе автомобилей. Цены указаны за аренду автомобиля без водителя на 1-2 дня.
Российские марки
На московском рынке аренды автомобилей представлены практически все модели ВАЗа. Цены на классические модели колеблются от 600 до 800 рублей в сутки. Стоимость аренды ВАЗ 2108 - от 900 рублей, ВАЗ 2115 можно за тысячу рублей. Примерно столько же будет стоить арендовать ВАЗ 2110, а также ВАЗ 2111 и 2112. ВАЗ 2110 SVR и 2112 SVR (150-сильный двигатель Opel, улучшенная управляемость). Цена – 1200 и 1300 рублей соответственно. ВАЗ 2121 (Нива) обойдется клиенту в порядка 900 рублей. Из легковой продукции ГАЗа арендовать можно модель 3110 и ее модификации за 900 - 1100 рублей. Стоит отметить, что зачастую фирмы, предлагающие дополнительные услуги, впоследствии могут предложить клиенту доплатить за наличие в машине магнитолы, а зимой – за шипованные шины.
Автомобили Daewoo также невысока. Стоимость аренды модели Nexia обойдется в примерно 1000 рублей, а Espero, Nubira и крошка Matiz с автоматической коробкой обойдутся дороже.
MINI
В данном сегменте находятся представители особого малого класса "А" по европейской классификации. Однако из-за высокой стоимости подобные автомобили в России практически не пользуются спросом ни у покупателей, ни у арендаторов, поэтому можно отметить предложение Citroen C2 за 69 долларов.
ECONOMY
К этому классу относятся автомобили, арендуемые средним классом. Основная масса его представителей – автомобили класса "В" (длина до 3.9 м, ширина до 1.7 м) и "С" (длина до 4.4 м, ширина до 1.75 м). Цены от 40 ("Фривей")- 52 ("Ольга") доллара за Renault Symbol до 82 доллара за Opel Bravo(от "Авента").
COMPACT
В данную группу также входят автомобили "В" и "С" классов, отличие же от предыдущей категории состоит в основном в "новизне" моделей, их комплектации и, соответственно, стоимости аренды. За 57 - 67 долларов в сутки можно арендовать Hyundai Accent ("Фривей","Ольга")или Kia Rio с автоматическими трансмиссиями, за 70 долларов Ford Focus II ("Фривей"), за 80 Евро можно получить в распоряжение Mazda 3 Touring.
INTERMEDIATE
Это промежуточное звено между компакт-классом и классом "стандарт". В него входят как автомобили класса "компакт" в топовых комплектациях (например, Ford Focus с автомат. трансмиссией), так и автомобили, которые по своим размерам ближе к классу "стандарт", но по стоимости аренды до него не дотягивают (Opel Vectra предыдущего поколения), Mitsubishi Carisma по цене 84-96 доллара. Цены на аренду – в пределах 95-115 долларов.
STANDART
В стандартном классе представлены в основном европейские автомобили класса "D". Разброс цен достаточно велик – от 80 долларов за снятую с производства Honda Accord, Ford Mondeo с механическими трансмиссиями до 100-120 за Citroen C5 и Ford Mondeo с автоматическими трансмиссиями.
FULL
К данной категории можно отнести как относительно дешевых корейских представителей класса "Е", Kia Karnival можно взять в прокат за 99 долларов, так и меньших по размеру, но более дорогих "немцев" - например, аренда Mercedes C-klasse обойдется в 150-171 Евро ("Ольга", "Берес").
PREMIUM
Класс "премиум" - это в основном дорогих европейских автомобилей класса "Е" в наиболее богатых комплектациях. Цены начинаются на отметке в 150 долларов и достигают 280 долларов за Cadillac CTS.
LUXURY
К "люкс"-классу относятся наиболее роскошные и дорогие автомобили, находящиеся на вершине производственной программы автомобильных фирм. Это и Audi A8, и BMW 7ой серии, и, конечно, Mercedes S-класса. Цены: за Mercedes S-500 – 315 Евро, BMW 745 клиенту придется выложить больше 370Евро ("Берес").
SPECIAL
К данной категории относятся специфичные автомобили: минивены, внедорожники, спорткары, а также дома на колесах. Цены на них отличаются в разы: арендовать Mercedes CLK230можно за 185 Евро, а вот Range Rover обойдется в 618 Евро в сутки. Итак, как видно из всего вышесказанного, ассортимент предлагаемых автомобилей достаточно широк и у Клиента есть огромное поле выбора понравившейся модели по удовлетворяющей цене.
Как взять машину напрокат
Если вы решили взять машину на прокат, то сделать это можно следующими способами: оформить заказ через Web-сайт, позвонить или посетить офис автопрокатной конторы. Для получения автомобиля в аренду необходимы следующие документы: удостоверение личности (паспорт), водительское удостоверение. Иногда требуют кредитную карту. Порядок оформления аренды такой: при предъявлении паспорта некоторые фирмы проверяют на предмет нахождения человека в розыске, возрастные данные (например, людям до 23 (Компания "Берес"), а иногда 21 года (Компания "Avis") автомобиль не выдается), водительский стаж. Если Вы не имеете ограничений, то подписывается договор аренды и вносится 100 %-ная предоплата. Чем больше срок аренды, тем меньше среднесуточная оплата. Также Клиент, выплачивает, как правило, залог.
Прием автомобиля арендатором происходит путем составления акта приема-сдачи, в котором досконально указываются все повреждения автомобиля. Этот документ нужен при сверке арендодателем при получении машины у клиента. После этого арендатор получает автомобиль в пользование. Некоторые предприятия упрощают процедуру оформления аренды.